Японская чайная церемония

on

В Японию чай был завезен в VIII в из Китая, вместе с искусством чаепития «Так-но ю». Чайная церемония для многих японцев была попыткой отрешиться от забот и тягот бренного мира, уйти от суровой действительности в обстановку тишины и умиротворенности. Были сформулированы четыре принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»).

Построение чайного домика и устройство прилегающего к нему сада (тянива, родзи), были связаны с эстетическими категориями «саби» и «ваби», обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, лаконизма, приглушенности красок. В маленьком садике окружающем чайный домик росли сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленый кустарник. К домику вели дорожки из камней, над которыми возвышались каменные фонари и просто камни, поросшие мхом. Все элементы сада создавали особое настроение сосредоточенности и отрешенности.

Чайный домик был так сконструирован (низкий вход — около 90 см в длину и ширину), что имел глубокий философский смысл: желающий приобщиться к высокому искусству чайной церемонии должен независимо от своего ранга и положения непременно согнуться при входе, потому что «перед чаем все равны».

Самураи не могли сюда зайти вооруженными — длинные мечи приходилось оставлять за порогом, а также обувь. И это было символично: каждый входящий оставлял за порогом все жизненные невзгоды и мирскую суету, чтобы сосредоточиться на прекрасном.

Важным элементом в интерьере чайного домика считалась ниша (токонома) и располагалась она напротив входа. В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями. Что в свою очередь задавало тон эстетической беседе. Разработанный этикет для участников церемонии, создавал настроение отрешенности от повседневности и устремления к познанию Красоты. Вся чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение.

Все гости собирались возле очага во главе с хозяином. Разжигался огонь из древесных углей, гостям подавали угощения. В помещении (тясицу) царил полумрак.

После того как была убрана обеденная посуда, начиналось приготовление церемониального чая: не спеша, хозяин засыпал в тяван чай, заливал его кипятком и четкими, методичными движениями взбивал эту массу бамбуковой метелочкой до образования кашицы. Этот чай называли «кой тя».

Затем хозяин передавал готовый чай почетному гостю, тот в свою очередь, неторопливо маленькими глотками отпивал горьковатую и терпкую зеленную массу и обтерев края салфеткой передавал другим гостям, которые поступали таким же образом. Хозяин в это время рассказывал необычные истории, которые касались чая, посуды, природы, кроме мирских дел. Когда все гости отведали чай, мисочка возвращалась к хозяину.

Далее следовала дегустация жидкого чая «уса тя», который подавался уже в индивидуальных плошечках вместе с сушеными сладостями. Что в свою очередь помогало гостям вернуться из духовного мира чая в физический мир.

Церемония учит видеть красоту в обыденном и простом, находить прекрасное в малом, осознавать высочайшую ценность всего, что дано в этой жизни. Она воплотила в себе дух теизма, как религии эстетизма и преклонения перед красотой повседневной жизни.

Добавить комментарий